В мадридском аэропорту Барахас открыт новый Терминал 4 по проекту Ричарда Роджерса.
В мадридском аэропорту Барахас открыт новый «Терминал 4» по проекту Ричарда Роджерса. Масштабный проект британского архитектора при участии испанской мастерской «Estudio Lamela» стал лучшим на конкурсе, проведённом ещё в 1997 году. Терминал 4 и его «спутник» Терминал 4а соединены линией железной дороги, проложенной под землёй. По ней ходят, управляемые компьютером, поезда, не нуждающиеся в машинистах.
Вместе они будут принимать 35 миллионов пассажиров в год, подняв, тем самым, оборот аэропорта до 65 миллионов человек (от 53 до 120 рейсов в час). В результате, Барахас вошёл в пятёрку крупнейших аэропортов континента. В течение пяти лет, он должен выйти на второе место, превратившись в главной транспортный узел, соединяющий Европу и Латинскую Америку.
В целом, план, включающий в себя строительство двойного терминала, двух взлётно-посадочных полос, парковки на 9,5 тысяч машин и диспетчерской башни, обошёлся в 6 миллиардов евро.
С площадью в 1 100 000 квадратных метров комплекс можно также назвать одним из крупнейших сооружений в Европе.
Самая яркая деталь проекта – волнообразная крыша, далеко выступающая над самой постройкой. Изнутри она обшита тонкими бамбуковыми пластинами. Её поддерживают металлические опоры, окрашенные в цвета радуги.
Чтобы подчеркнуть оригинальную форму сооружения, архитектор постарался избежать окружения его различными подсобными сооружениями, с тем, чтобы оно выделялось на фоне окружающих выжженных холмов.
Хотя в задании конкурса не требовалось представить экологически чистый проект, Роджерс уделил достаточно внимания рациональному использованию ресурсов при эксплуатации здания. Широкие выступы крыши и дополнительные стальные элементы защищают стены от перегрева в жаркие летние месяцы. Одновременно, округлые отверстия в перекрытиях позволяют естественному освещению проникнуть вглубь здания благодаря специальным «каньонам», разрезающим три наздземных пассажирских (существуют ещё и три подземных грузовых) уровня терминала. Вместе с тем, они никак не влияют на температуру внутри постройки.
Внутренняя структура терминала легко читается посетителем, поэтому пассажиры не будут испытывать трудностей, перемещаясь по нему.
План терминала рассчитан на дальнейшие расширения и пристройки, которые можно будет произвести с минимальными затратами.
Терминал 4 мадридского аэропорта Барахас стал лучшим зданием года по версии RIBA.
Награда была вручена в 11-й раз, и впервые – постройке Ричарда Роджерса. Следует отметить, что среди шести претендентов на премию было ещё одно здание этого архитектора – Национальная Ассамблея Уэльса. Таким образом, его шансы на победу были выше, чем у других финалистов. Но «фаворитом» у всех специалистов, которые пытались прогнозировать развитие событий в этом году, было здание Захи Хадид – её Центр «Фэно» в немецком Вольфсбурге.
Жюри, обосновывая своё решение, отметило впечатляющий масштаб и сложность Терминала 4, эффективность регулировки движения пассажиров и их багажа по огромному комплексу, и при этом, – элегантность решения чёткой последовательности внутренних пространств сооружения. Радужная палитра цветов, использованная для металлических опор, помогает пассажирам ориентироваться в аэропорту, а изящная крыша криволинейных очертаний зрительно объединяет постройку огромной протяжённости.
На церемонии объявления лауреатов и вручения премии, также были объявлены обладатели нескольких второстепенных наград RIBA. Одна из них стала своего рода утешительным призом для Дэвида Аджайе, претендовавшего на Премию Стерлинга со своей библиотекой «Магазин идей» на Уайтчэпл Роуд: его здание было отмечено как «самый многосторонний проект».
The Terminal IV of the Madrid airport, Madrid, Spain