Блестящий образец современного зодчества – новый международный аэропорт Суварнабхуми в Бангкоке.
Новое сооружение по проекту Хельмута Яна – второе по величине в мире, после комплекса гонконгского аэропорта Нормана Фостера. Размеры его огромного основного терминала – 606×210 метров. Его стены выполнены из стекла и стали, а перекрыт он мембранной конструкцией. Её Хельмут Ян проектировал совместно с немецким инженером Вернером Зобеком. Полезная площадь терминала – 610 000 квадратных метров. Башня диспетчеров нового аэропорта при высоте в 132 метра – самая высокая постройка подобного типа в мире. В целом, здания комплекса растянуты на расстоянии более 3 километра.
Аэропорту дано название Суваннапум, что значит «Золотая страна», так называют часть Таиланда, расположенную на полуострове Индокитай. Он расположен в 25 километрах от столицы и должен полностью заменить старый воздушный порт Дон Муанг. Суваннапум рассчитан на 45 миллионов пассажиров в год. К нему проложены два новых скоростных шоссе из Бангкока. Этот проект стоимостью 4 миллиарда долларов был любимым детищем недавно смещенного премьер-министра Таиланда Таксина Чинавата.
Для короля Таиланда там выстроен собственный терминал, рассчитанный на одновременный приём двух Боингов-747, с парковкой на 600 лимузинов.
Международный аэропорт Суварнабхуми в Бангкоке - блестящий образец современного зодчества, творение архитекторов компании Murphy/Jahn. Вероятно, на сегодняшний день он является самым большим стеклянным сооружением в мире.
Для строительства этого гиганта понадобилось более 200 000 м² триплекса. Для остекления одного лишь фасада главного терминала было использовано 34 000 м² триплекса с плёнкой Dupont Butacite, а его крыши - еще 45 000 м²; сооружение пассажирских выходов, автобусных выездов, лифтовых шахт и прочего потребовало ещё по меньшей мере 40 000 м² и, наконец, на остекление пяти вестибюлей аэропорта ушло около 100 000 м². Том Чеймберс, главный архитектор компании Murphy/Jahn объяснил, что в архитектуре нового аэропорта Бангкока использовался триплекс, поскольку, только этот материал может обеспечить максимальную лёгкость и прозрачность, как снаружи, так и внутри сооружения. Вообще, архитектурное решение данного проекта исходит из их общей концепции, ставящей во главу угла единство архитектурной и инженерной мысли и всегда учитывающей экономичность строительных материалов.
Murphy/Jahn уже много лет занимается дизайном аэропортов. В их проектах часто используется триплекс, так как он является самым подходящим материалом для фасадов. В отличие от окрашенного металла, стекло менее подвержено воздействию загрязняющих веществ, переносимых по воздуху, и потому более удобно в эксплуатации. Применение триплекса выгодно также и потому, что он обладает большой прочностью и совместим с другими материалами. Кроме того, триплекс помогает снизить уровень шума внутри здания. Для остекления крыши аэропорта использовался триплекс с узором из чёрно-белой керамической фритты и низкоэмиссионным покрытием, чтобы понизить солнечный фактор и ослепляющий свет, хотя для невооруженного глаза этот узор совершенно незаметен. Для остекления фасада применили закалённый триплекс (10 мм + 1,52 мм плёнки Butacite PVB бронзового цвета + 10 мм).
Чтобы подтвердить соответствие используемых в сооружении фасада материалов самым высоким стандартам эстетики и функциональности, был привлечён независимый эксперт по фасадам – австралийская компания Meinhardt Façade Technology (MFT), которая протестировала применяемое ламинированное стекло, одобрила и сертифицировала его. Управляющий директор компании MFT Брюс Уилмонд рассказал, что данный фасад представляет собой самую крупную на настоящий момент в мире конструкцию из закалённого триплекса с точечным креплением. Закалённый триплекс был использован вместо обычного жаростойкого стекла, чтобы снизить риск самопроизвольного разрушения, возможного из-за содержания в последнем сульфида никеля. Плёнка Butacite PVB была использована, чтобы усилить звукоизолирующие свойства стекла и защитить от выпадения в случае, если стекло разобьётся. Стоит также отметить, что триплекс с применением Butacite обеспечивает безопасность осколков даже в результате взрыва бомбы.
Пять главных вестибюлей, ведущих к выходам на посадку, представляют собой эллиптические структуры с 40-метровыми перекрытиями, и это придаёт новому аэропорту Бангкока его неповторимый тайский колорит. По проекту Murphy/Jahn крупные панели ламинированного стекла перемежаются со специально разработанной мембранной кровельной системой, и это сочетание обеспечивает оптимальный температурный режим, звукоизоляцию и уровень освещения. Триплекс вестибюлей был произведен компанией Viracon по проекту компании Permasteelisa.
Крыша главного терминала, выполненная из триплекса, – ещё одно чудесное воплощение смелого архитектурного замысла. Первый помощник главного архитектора компании Murphy/Jahn Карл Де Сильва рассказал, что крышу образуют ряды зенитных фонарей диаметром в 9 метров. Поскольку, инсоляция очень интенсивна, южные поверхности остроконечных люков покрыты специальными изолирующими металлическими панелями. Северные поверхности покрыты керамической фриттой и низкоэмиссионным покрытием, что обеспечивает необходимый уровень освещения.
Над крышей находится солнцезащитная решётчатая конструкция, образованная S-образными жалюзи с алюминиевым покрытием. Жалюзи выложены прямоугольником по периметру крыши и защищают от бликов мониторы главного терминала аэропорта.